"... Ни днем, ни ночью не прекращалась работа. В 54- градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого было одно желание - работать так, как подобает гвардейцам тыла, быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине..."
Сегодня 9 февраля памятная дата Удмуртской Республики – День окончания строительства и сдачи в эксплуатацию железной дороги Ижевск – Балезино, важного стратегического объекта в годы Великой Отечественной войны.
Строительство железной дороги Ижевск – Балезино началось по решению Государственного комитета обороны СССР от 25 ноября 1941 года и приказу Наркома путей сообщения СССР , от 30 ноября 1941 года, с 1 января 1942 года.
Целью ее строительства было сокращение времени транспортировки каменного угля, леса, металла и других грузов с севера на оборонные заводы Урала.
Дорогу строили в основном женщины и подростки, так как большинство мужчин ушло на фронт. Строительство в основном велось вручную, на всём участке работало только два экскаватора, основным транспортом служили лошади. Работать приходилось в очень трудных условиях. Сначала прорубалась просека, выкорчёвывались пни, затем в зависимости от рельефа насыпалась насыпь или выкапывалась выемка. Всего за время строительства было выполнено более 3 миллионов кубометров земляных работ, произведённых в основном вручную.
В период с 1942 по 1944 годы в строительстве приняли участие 29 районов Удмуртии. Максимальный выход был организован в июне- июле 1942г., когда на трассе ежедневно трудилось 24 тыс. пеших и 7,5 тыс. конных колхозников.
Примеров трудового героизма строителей дороги можно привести множество. Так, например, Марфа Егоровна Сабурова из Кезского района вместе с братом Емельяном на земляных работах во много раз перевыполняла нормы. Когда брат ушел на фронт (там он погиб), она за двоих продолжала трудиться по-ударному. И в 19 лет за героический труд была награждена орденом Ленина.
Еще один факт - весь заработок за июнь, июль 1942 г., за период максимальной мобилизации, колхозники перечислили на строительство танковой колонны имени Удмуртской республики. Было собрано более 2 млн. рублей.
Осенью 2020 года Госсовет Удмуртской Республики принял решение на законодательном уровне утвердить дату 9 февраля в качестве официальной памятной даты Удмуртской Республики. Согласно закону «О праздничных днях и памятных датах Удмуртии» от 24 ноября 2020 года, 9 февраля – официально День окончания строительства и сдачи в эксплуатацию железной дороги Ижевск – Балезино.
Это решение стало данью вечной памяти, глубочайшего уважения и безмерной благодарности землякам, в годы Великой Отечественной войны участвовавшим в строительстве важного стратегического объекта - железной дороги «Ижевск-Балезино».