Вход
Меню
Выберите свой регион
Михаил Мягков: «Наступление Красной Армии поставило крест на немецком урановом проекте»
7 августа 2024
Михаил Мягков: «Наступление Красной Армии поставило крест на немецком урановом проекте»

Центр общественных связей ФСБ России представил рассекреченный документ, свидетельствующий о планах руководства нацистского Третьего рейха применить атомное оружие против Советского Союза в июне 1945 года. Цифровая копия документа опубликована на официальном сайте ведомства.  

ФСБ представила специальное сообщение начальника Оперсектора НКВД города Берлина генерал-майора Алексея Сиднева, адресованное заместителю наркома внутренних дел СССР генерал-полковнику Ивану Серову, о ходе следствия по делу группенфюрера СА Вернера Вехтера.

На следствии Вехтер дал показания о разработке нацистской Германией новых видов вооружений и, в частности, о германской атомной бомбе. Основным руководителем всех работ по новейшим видам вооружения являлся генерал Дорнбергер, который отвечал за производство «Фау-1» и «Фау-2», а также атомных бомб.

В 1943 году Вехтер в разговоре с шефом-инженером министерства пропаганды узнал, что производятся большие работы по изобретению атомной бомбы. Позже он выяснил, что работы над атомными бомбами производил Институт кайзера Вильгельм в Берлине.

- Мне было известно, что Министерство вооружений проводило практическую работу по подготовке к применению атомной бомбы", - показал на допросе Вехтер. Редактор секретного правительственного бюллетеня Ганс Гертель, с которым общался группенфюрер СА, сообщил о разработанных Германией самолетах новейшей конструкции, предназначенных для бомбардировки атомными бомбами индустриальных центров Советского Союза, расположенных в районе Урала и Средней Азии. Точными данными о том, что в определенные сроки войны против Советского Союза были бы применены атомные бомбы, я не располагаю <…>. Однако… при сопоставлении с другими данными, я полагаю, что за этим указанием скрывалась интенсивная подготовка к применению секретного вооружения, рассчитанного на июнь 1945 года, рассказал Вехтер в ходе следствия.

Планам Гитлера применить против Советского Союза атомную бомбу не суждено было осуществиться – в мае 1945 года нацистская Германия капитулировала.

- Документы, которые были сегодня рассекретил архив ФСБ показывают, что дело не такое простое. Немцы еще в декабре 1938 года провели расщепление ядра атома урана, и в какой-то мере к 1941 году они опережали американцев и Советский Союз в создании атомной бомбы.

Да, были определенные трудности. Но Германия ведь оккупировала Норвегию, где был завод по производству тяжёлой воды, аннексировала Судетскую область, а потом всю Чехословакию, где были самые большие тогда в Европе залежи урана. Причем 235 уран доставался из Бельгийского Конго (Бельгия тоже была оккупирована Германией).

Научный потенциал и ресурсы позволяли надеяться Гитлеру и его приспешникам, что атомная бомба будет создана в ближайшее время. Что помешало? Помешало то, что основные ресурсы Германия 1941 года направляла на советско-германский фронт. А после разгрома немцев под Сталинградом Гитлер надеялся на «чудо - оружие», но просто не хватило сил и ресурсов заниматься всеми проблемами сразу. Его надежды касались дальнобойных ракет «Фау-1», «Фау-2», тяжёлых танков «Тигр» - чтобы остановить Красную Армию. Дело оставалось за количеством урана и тяжелой воды.

В январе 1945 года, когда в результате Висло-Одерской операции, мы вышли на подступы к Берлину, нацистским командованием отдается приказ: все исследовательские ядерные мощности, которыми немцы занимались в Институте кайзера Вильгельма перенести в Южную Германию на границу со Швейцарией, где продолжались исследования, но уже не с такой силой. Видя угрозу в Красной Армии, Гитлер надеялся дотянуться до Урала, до Средней Азии и бомбить советские города и промышленные объекты. Только наступление Красной Армии, когда мы переломили хребет вражеским войскам под Сталинградом, на Курской дуге, практически поставило крест на немецком урановом проекте. Иначе нацистская Германия, могла бы создать атомную бомбу, которая угрожала бы и Советскому Союзу, и Америке, и всему миру, - сказал Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Как отметил, Михаил Мягков, слова о том, что «мир спас Советский солдат» ввиду публикации документов ФСБ России обрели новое звучание: речь идёт не только об избавлении мира от «коричневой чумы», но также и о том, что благодаря подвигу Красной Армии удалось избежать ядерной катастрофы.

Подборка документов на сайте ФСБ России: http://www.fsb.ru/fsb/history/archival_material/Vehter_Abomba.htm