Соломон Боим. Акварель. К 120-летию художника

14 июня в 17.00 Музей русской живописи и прикладного искусства, Русский центр искусства города Калининграда и Калининградский историко-художественный музей впервые представят выставку «Соломон Боим. Акварель. К 120-летию художника» из цикла «Забытые имена». В экспозиции вы сможете увидеть уникальные акварели с видами Москвы и Ленинграда, портреты советских людей, их «праздники и будни», и, конечно, знакомые пейзажи Балтики.

Соломон Самсонович Боим (1899-1978) – выдающийся российский художник, график, иллюстратор. В годы Великой Отечественной войны был главным художником Политического управления Балтийского флота.

Творческие интересы Соломона Боима многообразны: он работал над портретом и жанровыми темами, над иллюстрациями к творениям классиков и советских писателей. Но к какой бы теме художник ни обращался, он неизменно относился к ней с чувством ответственности, с любовью к изображаемому. Поэтому у него нет холодных и равнодушных работ. Боима всегда вдохновляла ясная любовь к жизни, в лучших, наиболее достойных её проявлениях, но не в приподнятом и героическом, а в простом и обыденном.

По словам известного искусствоведа А.Д. Чегодаева, работам Соломона  Боима присуще «не только ощущение, но и сознательное утверждение значительности и человечности всех “трудов и дней” человека».

Жизнь Соломона Боима связана с двумя городами – Москвой и Ленинградом. Архитектурные пейзажи  - один из основных мотивов его работ.

Открывает выставку тема «Москва». Столица – муза постоянных художественных исканий и экспериментов мастера. Он исследует феномен «большого города», сочетание и наслоение в нем современности и старины, замещение и противопоставление одного другому. 

Исследование жизни города на время прерывается Великой Отечественной войной. Художника направляют в Кронштадт, а затем в блокадный Ленинград. Эти трудные, героические дни стали следующей темой в судьбе. К ней художник возвращается не раз. Делая небольшие зарисовки во время войны, он только спустя несколько лет воплотил их в акварели, поэтому на работах часто стоит двойная дата. Эта сложная тема требовала времени для осознания, внутреннего равновесия. Из уникальной серии «Ленинград в блокаде» представлены работы «Мужество» (1974) и «Первые дни войны» (1970).

Интереснейший графический цикл «Балтика» связан с командировкой в последний год войны по городам Прибалтики и Восточной Пруссии.  Целью этой командировки была фиксация и зарисовка необходимых картографических и военных данных. Но художник в ней отдает дань и творческому процессу. Пейзажи береговых линий Балтийска и Мемеля (ныне Клайпеда), военнопленных немцев, кораблей в их величии, и, конечно Балтийского моря.

Большая часть представленной на выставке серии акварелей была приобретена в США у русско-американского коллекционера и возвращена в Россию меценатом, инициатором строительства Музея русской живописи и прикладного искусства Рустамом Алиевым.

Выставка работает до 14 сентября 2019 года.

 

0 Комментариев