В Калининграде впервые представили акварели Соломона Боима

14 июня 2019 года в Калининградском историко-художественном музее состоялось торжественное  открытие выставки «Соломон Боим. Акварель. К 120-летию художника» из цикла «Забытые имена». В вернисаже приняли участие министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак, инициатор строительства Музея русской живописи и прикладного искусства, коллекционер Рустам Алиев, внук художника Антон Боим.

В экспозиции можно увидеть около 50 уникальных работ с видами Москвы и Ленинграда, портреты советских людей, их «праздники и будни», и, конечно, знакомые пейзажи Балтики. Большая часть представленной на выставке серии акварелей была приобретена в США у русско-американского коллекционера и возвращена в Россию меценатом Рустамом Алиевым.

Соломон Самсонович Боим (1899-1978) – выдающийся российский художник, график, иллюстратор. В годы Великой Отечественной войны был главным художником Политического управления Балтийского флота.

Открывает выставку тема «Москва». Столица – муза постоянных художественных исканий и экспериментов мастера. Он исследует феномен «большого города», сочетание и наслоение в нем современности и старины, замещение и противопоставление одного другому.



По словам куратора выставки, заведующей художественным сектором Валентины Покладовой: «Когда мы смотрим на его акварельные работы, мы вспоминаем Москву именно так, как он её видел. Очень многие подходят и говорят: «А это уже не так, и это уже не так». Здесь момент ностальгии. Это работы из того времени. Их уже никто не напишет, и, слава Богу, они оказались в России».


Исследование жизни города на время прерывается Великой Отечественной войной. Художника направляют в Кронштадт, а затем в блокадный Ленинград. Эти трудные, героические дни стали следующей темой в судьбе. К ней художник возвращается не раз. Делая небольшие зарисовки во время войны, он только спустя несколько лет воплотил их в акварели, поэтому на работах часто стоит двойная дата. Эта сложная тема требовала времени для осознания, внутреннего равновесия. Из уникальной серии «Ленинград в блокаде» представлены работы «Мужество» (1974) и «Первые дни войны» (1970).

Интереснейший графический цикл «Балтика» связан с командировкой в последний год войны по городам Прибалтики и Восточной Пруссии.  Целью этой командировки была фиксация и зарисовка необходимых картографических и военных данных. Но художник в ней отдает дань и творческому процессу. Пейзажи береговых линий Балтийска и Мемеля (ныне Клайпеда), военнопленных немцев, кораблей в их величии, и, конечно Балтийского моря.

Выставка работает до 14 сентября 2019 года.

0 Комментариев