115 лет панораме Рубо

панорама


О героической истории Севастополя красноречиво рассказывают его многочисленные памятники. Пожалуй, главной достопримечательностью города, одним из самых известных его символов является панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.». История Севастопольской панорамы непростая, порой трагическая.

Этот уникальный памятник посвящён героической обороне Севастополя в годы Крымской войны. Подвиг защитников города нашёл отклик в сердцах россиян. В преддверии 50-летия севастопольской обороны по инициативе моряков-черноморцев, жителей города и общественности России было решено увековечить подвиг героев обороны Севастополя. Общим памятником им должна была стать панорама.

Свидетельством того, насколько большое значение придавалось увековечению народного подвига, является тот факт, что в 1899 году был основан Комитет по созданию памятников Севастопольской обороны.

Заказ на создание панорамы в августе 1901-го года получил известный мастер батальной живописи Франц Алексеевич Рубо. Художник тщательно изучал архивные материалы, побывал на местах боёв, побеседовал с ветеранами обороны.

Изучив историю обороны, Рубо приступил к работе. В Севастополе было написано около 50-ти этюдов: пейзажей Малахова кургана, жанровых сцен с участием солдат и матросов в исторической форме периода Крымской войны, портретов участников тех событий. Художник задумал показать оборону Севастополя как величайший подвиг народного мужества, самоотверженности, патриотизма. И в этом Комитет не разделял позицию баталиста и желал видеть прежде всего монументальное батальное полотно.

Рубо об этой работе писал: «Легко писать художнику блестящие победы, где исторический материал даёт готовые и благодарные мотивы, но совсем другое дело изображать на холсте геройскую защиту».

Эскиз будущей панорамы был написан в Петербурге и выставлен для обозрения в Зимнем дворце. 5 февраля 1902 года он был утверждён, и Рубо с помощью коллег-художников и студентов Баварской академии художеств приступил к созданию панорамы. Все наиболее сложные места картины мастер писал сам. К концу июня 1904 года работа была закончена. На специальном 15-метровом деревянном валу живописное полотно вместе с деталями будущего предметного плана доставили в Севастополь.

К этому времени на месте 4-го бастиона на Историческом бульваре в Севастополе построили специальное здание по проекту инженер-полковника Энберга при участии известного архитектора Фельдмана.

3 сентября 1904 года Рубо приступил к монтажу панорамы, ему помогали студенты Петербургской Академии художеств М.Б. Греков и М.И.  Авилов. С декабря 1904 по апрель 1905 года присылаемые в Севастополь правительственные комиссии пытались заставить Рубо изменить концепцию картины. Но художник принципиально главным героем изображаемого сражения считал народ и главной идеей своего произведения – прославление народного подвига.

14 (27) мая 1905 года панорама «Штурм 6 июня 1855 года» была открыта. И хотя открытие прошло без предварительного оповещения, радостное известие быстро распространилось по городу. Посмотреть на произведение Рубо собиралась масса зрителей – матросов, солдат, жителей города, ветеранов обороны. Люди, хранившие в памяти страшные эпизоды сражений, были поражены и растроганы реалистичностью панорамы.

Художник изобразил события 6 июня 1855 года, когда защитники Севастополя отразили ожесточенный штурм Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны, предпринятый англо-французскими войсками после 8-месячной осады города. В этот день русская армия успешно отразила натиск намного превосходившего её по численности врага.

Не овладев ни одним из севастопольских укреплений, неся огромные потери, морально подавленная вражеская армия была прикована к внешним стенам Севастополя еще на три долгих и трудных месяца.

По словам народного художника Василия Николаевича Яковлева, «Показывая небывалое мужество и стойкость простых русских людей, исполненных высокого патриотизма и воли к победе, произведение Рубо воспитывало в народе чувство любви к Родине и героический дух».

С первых же дней панорама стала пользоваться большой популярностью. Стала визитной карточкой Севастополя, гордостью его жителей. Она получила признание как одна из лучших панорам в мировом искусстве.

И вновь война. Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Севастополь в центре кровопролитных боев. Но музей-панорама не закрывался и в дни вражеской осады.  В минуты затишья защитники города приходили за нравственной поддержкой к своим славным предкам  – героям знаменитого полотна.

25 июня 1942 года во время фашистской массированной бомбардировки панорама загорелась. Огонь не знает пощады. Во время пожара погибла часть живописного полотна. Невзирая на смертельную опасность, советские воины вынесли из огня 86 фрагментов бесценного произведения искусства – примерно 2/3 живописного полотна панорамы. На борту лидера эсминцев «Ташкент» вместе с женщинами, детьми и ранеными эвакуировали и знаменитую картину. Во время перехода в Новороссийск трюмы «Ташкента», в которых находились фрагменты панорамы, оказались затопленными.

К концу войны все уцелевшие, но сильно израненные осколками фрагменты панорамы (специалисты насчитали более 6 тыс. пробоин!), были доставлены на предварительную реставрацию в Новосибирск, в филиал Государственной Третьяковской галереи, а затем – в Москву.

После окончания Великой Отечественной войны началось восстановление разрушенного фашистами Севастополя. Возрождение Панорамы становится одной из важнейших задач.

Воссоздание самой панорамы оказалось чрезвычайно сложным делом. Спасенные куски картины, разрозненные, разных размеров, с обгоревшими краями и многочисленными повреждениями не могли быть объединены на одном полотне. Они только послужили оригиналом для написания копии. Реставрация ценного исторического памятника была поручена лучшим мастерам советской живописи. Деятельностью коллектива, восстанавливавшего панораму, руководил академик живописи Василий Николаевич  Яковлев, а после его смерти – Павел Петрович Соколов-Скаля́.

Художники, восстанавливая панораму, так же, как и Рубо, использовали воспоминания участников обороны. Более точно был изображен ландшафт, окружающий Севастополь. По уцелевшим фрагментам и фотографиям изготавливался огромный эскиз и большой макет предметного плана.

В возрожденной панораме появился ряд новых эпизодов. Например, на одном из них отображен приезд на перевязочный пункт Малахова кургана русского хирурга, активного участника обороны Севастополя Николая Ивановича Пирогова, а также возвращение после ночной вылазки разведчиков Петра Кошки и Федора Заики.

Возрождение и усовершенствование требовалось и самому зданию Панорамы. Новый проект разработал архитектор Виктор Петрович Петропавловский.

Воссозданная панорама под новым названием «Оборона Севастополя 1854–1855 годов» была торжественно открыта 16 октября 1954 года. Произошло это знаменательное событие накануне празднования 100-летия первой обороны Севастополя, по сути, это было второе рождение легендарной панорамы.

С 1954 года музей-панораму посетили десятки миллионов человек. Этот памятник героизму и мужеству наших соотечественников – своеобразное «место силы» для россиян. Здесь мы не только узнаём о важнейших событиях нашей военной истории. Здесь учимся сами и учим наших детей и внуков уважать и беречь своё Отечество, служить ему верой и правдой.

В настоящее время зданию Панорамы требуются ремонт, реставрация и современное техническое оснащение, реставрация необходима и самому живописному полотну с предметным планом. Президент Российской Федерации 9 мая 2020 года дал поручение выполнить эти работы наряду с ремонтом и реставрацией Мемориального комплекса «Исторический бульвар».

Мы планируем обновление и расширение экспозиции о панораме Рубо в новом выставочном здании музея-заповедника. В нём будут представлены уже известные посетителям экспонаты: сохранившиеся этюды панорамы, уцелевшие фрагменты исторического полотна. У нас существует договорённость с музеем-заповедником «Бородинское поле» о возвращении в музей после реставрации двух фрагментов панорамы, которые в настоящее время экспонируются и хранятся в Москве.

Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» рассказывает о бесстрашии и мужестве русского народа, проявленных в дни суровых испытаний. Это бесценное свидетельство патриотизма и высокого понятия чести у воинов и мирных граждан Севастополя. Это памятник нашей истории и культуры, который мы должны сохранить для будущих поколений. Сохранить как высочайшую нравственную и духовную ценность. Это наша миссия, наш гражданский долг.

Н.И. Мусиенко

па5

па4

па3

па2

па 1

03_04_Панорама_N

0 Комментариев