Авторская статья Почётного машиностроителя РФ, липчанина Анатолия Лукьянова

Импортозамещение в станкостроении в СССР.

Политика, экономика, международные отношения постоянно ставили перед советскими станкостроителями задачи реального, быстрого замещения поставок импортных станков в СССР на отечественные. Политика санкций, разного рода ограничений в отношении нашей страны существовало не одно столетие – это постоянный рычаг воздействия на СССР, Российскую империю, современную Россию. Один из таких сложных моментов – начало 80-х годов 20 века.

Провокация с южнокорейским авиалайнером, война в Афганистане, т.н. поправки Джексона-Веника и многое другое – это то, с чем столкнулась наша страна в это время, и чтобы выстоять, нужны были быстрые, эффективные меры. Один из самых ответственных, критически важных участков этого противостояния – станкостроение.

В этот момент наша страна была на третьем месте в мире по производству станков, на втором – по его экспорту, но в стране почти не разрабатывались и не производились сложные станки для авиа и автомобильных двигателей, чем и пользовались западные страны. Всем известна история со второй очередью автозавода КАМАЗ, когда перед всеми станкостроителями была поставлена задача: в кратчайший срок было необходимо спроектировать, изготовить и запустить в условиях реального производства широкий спектр станков по производству деталей автомобильных двигателей. Десятки заводов-производителей, смежников, проектных организаций были задействованы в этом процессе – в результате практически 100% удалось заменить импортное оборудование и импортные детали, и комплектующие изделия.

Менее известная, но не менее сложная, экономически и политически важной была задача: создать – создание комплекса оборудования для производства современных типов поршневых колец автомобильных и прочих двигателей. В то время во всем автомобилестроительном мире произошла революция – принципиально изменилась конструкция двигателей, профиль их поршневых колец. Так Принципиальные изменения в конструкции автомобильных двигателей привели к тому, что 100% монополий на выпуск всех видов станков (более 20) для операций по их изготовлению – а их было около 20, по всем технологическим переделам – овладела Германия, что ставило нашу страну в крайне сложное положение: монопольные цены на само оборудование, чрезвычайно завышенные цены на запчасти и комплектующие (а в нашей стране на тот момент ничего подобного не производилось). Политическая нестабильность требовала принятия чрезвычайных мер, и вследствие этого, в начале 80-х годов вышло специальное  Постановление Совмина СССР о создании комплекса оборудования для производства поршневых колец и, соответственно, комплектующих изделий к нему. В Постановлении были чётко расписаны требуемые виды оборудования, задействованные организации. Липецкому станкозаводу было поручено создать станок – заменяющий станок-автомат фирмы Reiniker для обработки конусов на торцах поршневых колец. Задача была архисложная по ряду причин:

- завод до этого времени не производил ничего подобного;

- в стране отсутствовало производство требуемых комплектующих – от специальных подшипников до управляющих контроллеров и надо было создать их производство. Западные фирмы в этот момент готовы были все это продать по ценам комплекта – 40 000 марок ФРГ при цене нового станка – 48 000 марок, делало эту задачу нереальной, да и поставки запчастей в любой момент могли прекратиться. Сложность создания станка была и в том, что выходные параметры кольца зависела от всего комплекса предыдущих операций, и требовалось выдерживать целый комплекс параметров для получения годной детали – этот станок стоял на финишной операции. В тесном творческом контакте со специалистами заводов – потребителей колец, проектных организаций: Мичуринский, Ставропольский, Одесский и др. заводы поршневых колец, НПО «Кольцо» удалось провести огромный комплекс работ, в результате которого в стране стали производиться новые типы подшипников, направляющих, контроллеров, устройств размагничивания, что дало громадный импульс развития в смежных отраслях, а страна прекратила закупку импортных станков этого профиля. До настоящего времени в стране на российских заводах ещё немало действующих станков этого назначения – ЛШ-155, а наша страна показала всему миру пример реального импортозамещения.

 

Заместитель генерального директора ЗАО «Липецкий станкозавод «Возрождение», Почётный машиностроитель РФ

Анатолий Львович Лукьянов

 

0 Комментариев